Обзор игры Football Manager 2009


Название в России: Football Manager 2009
Разработчик: Sports Interactive
Издатель: SEGA
Модель распространения: розничная продажа
ISO статус: релиз состоялся 6 февраля 2009 года
Жанр(ы) игры: Strategy (Manage/Busin. / Turn-based) / Sport (Soccer) / 3D
Платформы: PC, PSP
Мультиплеер: Отсутствует

Право, еще никогда на меня не сваливалась столь огромная ответственность. Писать про очередную инкарнацию серии, которая на протяжении более десятка лет в той или иной ипостаси является лидером в своем жанре — большая честь, и спрос с автора такой статьи двойной. Как справиться с этим невероятным давлением, как выйти без потери лица из сложившейся ситуации?

А ведь все становится еще сложнее оттого, что адекватно оценить новый FM2009 за небольшой срок, который отводится на написание обзора, почти невозможно. Как с любой масштабной игрой, тут требуется пара месяцев, потом некоторый перерыв, а потом еще один заход. Однако у нас все-таки периодическое издание, а не альманах какой-нибудь, так что никто пары месяцев в условиях мирового финансового кризиса и падения курса рубля к бивалютной корзине мне не даст.

Наверное, единственный облегчающий положение факт состоит в том, что Football Manager (а раньше, до ухода SI под крыло SEGA — Championship Manager) давно и решительно выбрал путь эволюционного развития, а в качестве неофициального девиза серии очень подойдет латинское изречение «Festina lente», что значит «поспешай медленно». В каждой следующей части, выходящей ежегодно с упорством игр от ЕА, количество изменений в общем и целом может быть подсчитано на пальцах рук среднестатистического футболиста. По этой причине, кстати, некоторые не слишком упертые поклонники серии меняют менеджер через год, и, по большому счету, да простят мне хардкорщики крамольные слова, мало что теряют.

Football Manager 2009 в этом плане практически ничем не отличается от своих отцов, дедов и пра-пра-прадедов. По большому счету, количество серьезных и значимых изменений в нем измеряется числом «3», числом магическим, счастливым и подтверждающим общую тенденцию развития сериала.

Правда, одно из этой троицы нововведений претендует на роль чего-то большего, чем новая строчка в статистике или очередной набор фотографий игроков полупрофессиональных английских клубов, которые внешним своим видом напоминают бандитов самой низкооплачиваемой категории. Нет, это не новый штрих геймплея или оформительства, это та самая, о которой так долго говорили большевики. Да, вы угадали, это реализованная практически во всех остальных футбольных менеджерах от FIFA Manager от ЕА до самых занюханных низкобюджетных выкормышей ТРЕХМЕРНАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ МАТЧА!

Что удивительно, новшество вызвало разнонаправленную реакцию общества. Многие сразу отвергли его, выбрав вариант с показом классических плоских «колобков», потихоньку пинающих мячик, который, как ни удивительно, периодически поднимался над игровым полем. Многим, в том числе вашему покорному слуге, не очень понравилась техническая реализация этого режима, ибо картинка представляет собой нечто довольно-таки неприглядное, — что называется, не уродливо, но убогонько. В общем, нашлись люди, противодействующие прогрессу, — как без них!

А ведь появление такой трансляции — это все-таки прогресс. Во-первых, это просто обязательный элемент для современной игры, и избегать его в коммерческом проекте — все равно, что в наше время ездить на авто с паровым двигателем. Во-вторых, это всего лишь еще один метод показа матча. Вдумайтесь — просто еще один. Мы ведь ценим FM в первую очередь за алгоритм обсчета, за математическую модель, а она не меняется, вне зависимости, смотрите вы на колобков, трехмерных буратинок, или даже читаете скупую текстовую трансляцию. Неважно, как выглядит матч, — вы можете быть уверены, что ваш кремниевый друг работает с одинаковой степенью старания.

Кроме того, в-третьих, трансляция банально нагляднее. Легко видеть, как происходит отбор, где ваши игроки аккуратно кладут пачку на траву и смотрят на вражеского «столба», пробивающегося к воротам, а где, скажем так, все совсем наоборот — рослые защитники запинывают юркого невысокого форварда. Это, при желании, можно было разглядеть и в толкотне колобков, снабженной соответствующим комментарием, но теперь все видеть намного легче. Так что в целом можно поздравить SI Games с наконец-то сделанным решительным шагом в правильном направлении. Осталось подождать пару-тройку лет, и, глядишь, в трансляции даже появится реалистично отображенный стадион.

Обзор игры Football Manager 2009

Другие изменения не столь заметны, но, с точки зрения геймплея, даже более важны. Хотя, с другой стороны, работа с вашим ассистентом в ходе матча занимает целое окно, и не заметить его довольно трудно. Ассистент выдает комментарии по поводу подготовки игроков к матчу, тактики, действий ваших и чужих футболистов на поле и вообще выступает в роли этакого олицетворенного хелпа, что особенно полезно тем, кто включился в серию относительно недавно. Разумеется, среди того, что несет этот товарищ, некоторую долю составляет бред, но давайте будем снисходительны к AI и его жалким потугам на прохождение теста Тьюринга. В целом новая возможность достаточно полезна и без сомнения интересна.

Другое новшество уже без дураков можно вообще пропустить и не сразу понять его значение, а между тем придумали сигеймсовцы штуку весьма пользительную. Как известно, наиболее полно выражает качество игры вашего футболиста в матче итоговый рейтинг, который ранее выставлялся по десятибалльной шкале. Разумеется, можно еще тщательно анализировать таблицу всех действий команды в игре (так называемые Home и Away Stats), а еще лучше просто смотреть весь матч с начала и до конца. Однако, как разумно высказался коллега Васнев, в сутках пока не 26 часов, чтобы каждый матч смотреть целиком, поэтому многие люди с умеренной степенью менеджерного психического расстройства обходятся острыми моментами.

И вот для таких ленивых людей, которых в армии поклонников FM немало, и существует рейтинг (а для всех остальных он тоже полезен хотя бы как вспомогательная величина, а также для оценки чужих игроков). Но десять баллов (а по факту — 5, от 4 до 9, ибо для получения трояка я просто не знаю, что нужно сделать, а десятки хоть и случаются, но все же редки) это слишком мало — и для Атоса, и для графа де ля Фер. И, поняв это, SI Games легким движением руки добавила в рейтинг десятичную запятую, превратив десятибалльную шкалу в стобалльную! И получилось отлично: куда заметнее стало практически каждое более-менее значимое действие игрока, вроде хорошего перехвата, прохода по бровке или удачного сейва очень наглядно пляшут циферки за запятой, отражая успехи и ошибки футболистов. При этом рейтинг не ставится, если игрок провел на поле меньше 10 минут основного времени, так что низкие оценки выходящим на замену, к счастью, отправятся в прошлое.

Остальные новинки с легким сердцем могут быть сметены в категорию «мелочь», и из них вообще, по большому счету, вспоминается только продуманный вариант пресс-конференций, в ходе которых с конкретными журналистами, задающими конкретные вопросы, могут сложиться вполне себе конкретные взаимоотношения. А, ну еще был доработан раздел отношений с болельщиками и руководством.

В этом году играть в России большого смысла для меня нет: воронежский «Факел» раскололся на три-четыре осколка, осевших во второй лиге и любительских турнирах, а игра по-прежнему отображает только нашу премьерку и перво-лигу. Так что заход на родину у меня был такой… ознакомительный. Однако имею сообщить вам, что, как и подозревал наш новый, но все столь же жадно жующий выпускающий, бюджет «Зениту» выкатили совершенно неприличный. В режиме Richest clubs его финансы оценены в 98 миллионов евро, в то время как ближайший российский конкурент, ЦСКА, располагает суммой почти втрое меньшей. На трансферы при старте в начале 2008 года отвешивают от 9,5 до 13,5 миллионов евро (вы извините, я просто привык в евро считать, а не в фунтах). В принципе очень неплохо.

Обзор игры Football Manager 2009

Кстати, не в первый раз, но как-то особенно ярко проявилась забавная тенденция разработчиков к наиболее полным и правильным базам игроков — на начало чемпионата России весной 2008 года все сколько-нибудь значимые трансферы уже совершены, включая Данни в «Зенит», что лишает «Динамо» шансов на довольно успешное (как в реальном мире) выступление. По крайней мере если у руля команды будет стоять компьютерный Кобелев, а не живой бело-голубой фанат. Но это не суть важно, важно что до сих пор SI Games не озаботились созданием механизма адаптации базы к различным датам старта игры.

Что можно сказать в заключение? Football Manager — очень специфическое развлечение для людей, находящих удовольствие в крайней форме непрямого контроля (да, вы управляете тактикой и выдаете игрокам установки, но все-таки буратинистые человечки сами решают, куда пинать мяч и стоит ли это вообще делать), а также в анализе кучи цифр. Цифры вообще составляют главное содержание геймплея FM, и поэтому никакие трехмерные трансляции не смогут подвинуть его в нишу казуальных менеджеров, как и изменения в этих самых играх для казуалов (совершенно очевидно, что на протяжении ряда лет FIFA Manager заимствовал идеи из CM и FM, но при этом не стал ни на йоту хардкорнее).

Собственно, к чему это я? К тому, что сравнивать FM 2009 с какой-либо другой игрой некорректно. Нет в этом жанре ничего даже близко похожего, чтобы проводить параллели или там перпендикуляры какие. Это вещь в себе, игра, которую как минимум в 35 случаях женщины Великобритании называли в качестве причины развода. Игра, которая ценна сама по себе, которая сама себе жанр и лучшая в своем классе. Каждый год.

Видео из игры «Football Manager 2009»

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *