Обзор игры Total War: Shogun 2


Название в России: Total War: Shogun 2
Разработчик: The Creative Assembly
Издатель: SEGA
Издатель в России: 1С-СофтКлаб
Модель распространения: розничная продажа/цифровая доставка
ISO статус: релиз состоялся 20 марта 2011 года
Дата выхода игры в России: 15 марта 2011 года
Жанр(ы) игры: Strategy (Real-time / Turn-based) / 3D
Платформы: PC, Xbox 360, PS3
Мультиплеер: (8) Интернет, локальная сеть

Вот уже почти сто лет Японию раздирают междоусобные войны. Вечная смута давно сидит в печенках у последнего крестьянина, но император, как водится, ничего не может поделать со своевольными самураями. Стране наконец нужна сильная рука! Ей уже давно пора объединиться под властью данмё нашего клана! Лишь он один достоин войти в Киото но убедить императора назначить его новым сёгуном.
Остается одна проблема — даймё десятков других самурайских кланов думают про себя точно так же.

Пусть плоть моя истлеет на острове Эдзо. Но дух хранит моего господина на востоке.

Предсмертное стихотворение Хидзикаты Тосидзо. зам. командующего Синсэнгуми (1869 г.)

Обзор игры Total War: Shogun 2

Шестнадцатый век, Сэнгоку Дзидай, эпоха воюющих провинций… Как давно это было! Сейчас уже не каждый вспомнит, что более десяти лет назад именно войнам самурайских кланов была посвящена первая игра ныне знаменитой серии стратегий от Creative Assembly. Задолго до римских легионов, крестовых походов и наполеоновских завоеваний в Shogun: Total War спрайтовые са мураи скрещивали мечи, мчались по холмам генеральские отряды и под градом стрел бежали робкие асигару.

Основа игрового процесса с тех пор не изменилась: сначала мы обустраиваем провинции, создаем отряды в пошаговом режиме на лоскутной карте, двигаем фигурки армий и агентов. Потом, когда армии встречаются, -оказываемся на тактической карте лицом к лицу с врагом, сталкивая тысячные армии в реальном времени. Графика первой Shogun: Total War сейчас кому-то покажется наивной. Но именно в ней игроки впервые увидели настолько реалистичные и масштабные трехмерные сражения. Уже потом были орлы седьмого легиона, слоны Ганнибала, набеги викингов и Багратионовы флеши. И вот. завершив круг, серия Total War вернулась в Японию. Как там поживают Ода Нобунага и Такэда Сингэн?

Total War: Shogun 2 встречает игрока стилизованными рисунками, которые так безупречно имитируют технику старинных японских гравюр укиё-э. что в современное их происхождение верится с трудом. Портреты персонажей. пиктограммы навыков, обозначения отрядов — все нарисовано «под старину». Лишь физиономии дающих наставления помощников трехмерны. Сами они говорят на английском языке, но крепкий японский акцент и по-куросавски грозные интонации это отлично маскируют. А если речь не несет важной информации, персонажи, уже ничего не стесняясь. переходят на родной язык. Японские возгласы раздаются на поле сражения, по-японски отзываются генералы и агенты на карте, так что совершенно непонятно, что именно говорит ниндзя, когда его отправляют на опасное задание. Может, он не «так точно» отвечает, а негромко посылает назойливого даймё куда-нибудь подальше.

Обзор игры Total War: Shogun 2

В оригинальном Shogun: Total War тоже можно было включить японскую речь ради пущей атмосферы. Но там не было гравюр! Не цитировалась там переводы знаменитых стихов, сложенных самураями перед сэппуку. И уж конечно, не сияли так на солнце традиционные японские доспехи. А тут они сияют! Первый же запуск тактического сражения приводит в изумление. Какая еще тактика? Какая еще война? Какие еще маневры с такими отражениями в колеблющейся воде, с деревьями, на которых виден каждый лист, и заснеженными пиками дальних гор… На фоне такой красоты надо не на катанах рубиться, а садиться писать хокку и срисовывать картины с местных пейзажей.

Разглядывать бойцов тоже можно долго. На казенных доспехах последнего асигару можно пересчитать все заклепки и разглядеть каждый узор. Становится понятно, почему так скудна была лицевая анимация во вступительных видеороликах. Они снимались на этом же движке, с этими же самураями, которые теперь стоят на холме и ждут наших приказов.

Такая немыслимая детализация, конечно, обходится дорого. Графика Shogun 2 кладет на лопатки все стратегии, но это обоюдоострая катана… в смысле, обоюдоострый сюрикен, потому что игра кладет на лопатки и средний компьютер. Shogun 2 — из тех игр, что настойчиво требуют новых видеокарт. Конечно, можно по-шебуршить ползунками и на средних настройках вполне неплохо играть на системе двух-трехлетней давности. Однако при этом самураи становятся похожими на целлулоидных кукол, и лучше лишний раз не подводить к ним камеру. чтобы не портить впечатление. Игра не выкручивает руки, но системные требования выставляет строго.

Обзор игры Total War: Shogun 2

Еще десятиле 1 ие назад даже спрайтовые самураи никого не смущали. Сейчас времена из менились и без модной графики никуда. Но во всем остальном Shogun 2 все-таки стал возвращением к истокам.

Конечно, речь не идет о восстановлении изначальной стратегической карты. Она была не очень удобной еще в Shogun. а в Medieval: Total War десятки обозначающих армии фишек, прыгающие из провинции в провинцию, уже сидели у многих в печенках Появившаяся в Rome новая система с гуляющими по пейзажу фигурками и с зонами контроля оказалась очень удачной, тем более для Японии с ее реками, островами и «бутылочными горлышками», которые так удобно прикрывать одной армией. Кстати, на этот раз создатели игры не ограничились нарисованным комплектом боевых карт — как и в Rome, на полях сражений здесь используется реальный рельеф местности!

Лоскутная карта Японии выглядит знакомо, но количество воюющих сторон заметно увеличилось. Девять основных кланов конкурируют не только друг с другом, но и с множеством мелких «сэнгоку даймё». За них нельзя поиграть, но в остальном они похожи на «старших товарищей» коварны, нахальны и тоже рвутся к власти.

Как и в первом Shogun, у каждого клана свои преимущества. У Такэда — лучшая конница, Мори сильнее всех на море, а Ходзё хорошо разбираются в крепостях и осадном деле. Один из самых многообещающих кланов — Ода. Их асигару (воины незнатного происхождения) крепче других, дешевле стоят и меньше едят. Один ход в игре длится три месяца, так что за какой-то год клан Ода может без большого ущерба для экономики поднять огромную армию.

Обзор игры Total War: Shogun 2

Такие «армии для бедных» особенно полезны. потому что новый подход Creative Assembly к ассортименту игровых отрядов сильно поменял принципы комплектования армии. В первом Shogun: Total War комплект войск был весьма скромным: два отряда с копьями-яри, два вида мечников, лучники, аркебузиры, монахи и четыре вида конницы. Это потом разработчики вошли во вкус и начали набивать игры серии десятками пестрых отрядов. в которых сам черт ногу сломит. С таким изобилием очень трудно было разобраться, кто к чему пригоден и кто кого поборет. Наконец в Creative Assembly сообразили. что так дальше нельзя.

Конечно, снова оставить в игре дюжину отрядов было никак невозможно — времена уже не те. Однако относительный порядок в войсках все-таки был наведен. Оружие определяет тип отряда (яри. мечники, лучники, конные мечники, конные лучники и так далее), а происхождение воинов — его уровень. Асигару — базовый отряд, ничем, кроме дешевизны, он похвастаться не может. Самураи лучше обучены и прикрыты доспехами. Монахи хороши в драке и сильны духом, но не носят брони. Круче всех немногочисленные и очень дорогие «герои».

Именно из-за этого нового правила так выделяются крестьяне клана Ода, дешевые и многочисленные. Они могут и лучниками быть, и палить из аркебуз, и ощетиниваться стеной пик. Вдобавок их не жалко — асигару можно смело бросать в топку войны. Фирменные самураи Си-мадзу или монахи Уэсуги. конечно, лучше проявят себя в бою. но и обойдутся дороже.

Обзор игры Total War: Shogun 2

С триумфом вернулось в серию генеалогическое древо, а с ним — воспитание генералов, из клана и со стороны. Мы все помним, как косили пьянство и разврат генералов и монархов в Medieval. К счастью, японцы — народ дисциплинированный: сидящие без дела генералы не спиваются и не попадают в плохую компанию, так что их селекция и дрессировка стали куда более предсказуемыми.

Полезных спутников можно подобрать на выбор (в роли спутника может быть не только человек. но и. например, легендарный меч). Если армией командует не родственник, а безродный генерал, то его верность семейству можно поддержать хорошей должностью, свадьбой или харизмой даймё. Храбрость и честь воспитываются в бою. Истребленные враги конвертируются в опыт, и с каждой звездочкой персонаж получает два очка талантов. Древо талантов новинка в серии, и с его помощью можно специализировать героя. Одни таланты дают преимущество генеральскому конному отряду, другие — армии или даже всему клану.

Свои ветки талантов есть и у агентов (обычно i по два направления). Сам комплект агентов вполне предсказуем. Ниндзя — убийцы и саботажники. : Гейши — просто убийцы. Мэцукэ — «шерифы», они предотвращают бунты, обнаруживают и пытаются изловить вражеских агентов. Монахи и миссионеры агитаторы, «полковые капелланы» или идеологические диверсанты. Каждый агент при этом может быть разведчиком, открывая «туман войны» и видя перемещения вражеских армий.

Обзор игры Total War: Shogun 2

Вместо сложной и обычно бестолковой в ; Total War системы наук в Shogun 2 придумано j древо «искусств». Оно условно поделено на две ветви — воинские и мирные. Технически это науки — аграрные, социальные или боевые. С выбором направления развития не затруднится даже новичок. Понятно, что если народ требует еды. надо как можно быстрее исследовать улучшенные фермы, а если армия полагается на лучников. имеет смысл открыть смертельный «огненный залп». А чайная церемония и каллиграфия усиливают дипломатические возможности.

Еще одна тонкость — дилеммы. Время от времени игрока ставят перед выбором — начать торговать с европейскими варварами или отвергнуть их соблазны? Перейти в полезное христианство или не рисковать гневом более традиционно настроенных кланов? Есть в игре и задания логичные и с неплохими наградами (взять соседнюю провинцию, победить армию враждебного клана, помочь союзнику). Время от времени игра выдает награды и просто так — например, под предлогом воодушевления крестьян разрешает пару лет активнее набирать отряды.

Можно лишь догадываться, чего стоило разработчикам сделать стратегический режим, который впервые за историю серии ничем не раздражает. Экономика, ресурсы, строительство в Shogun 2 устроены на редкость внятно, а если и возникнет вопрос насчет здания или отряда, всплывающие подсказки всплывут и подскажут. Для самых запущенных случаев существует подробная сё-гунопедия», созданная по образцу небезызвестной «Цивилопедии».

Обзор игры Total War: Shogun 2

Сравнительно сложна лишь система торговли — тут имеет значение и загрузка портов, и защита морских путей от пиратов, и отношения между кланами. А вот с дипломатией, наоборот, разобраться очень легко. Другие даймё вероломны и жадны, но с ними, в общем, можно, со скидкой на эпоху, иметь дело (все-таки на дворе период Сэнгоку, когда человек человеку ниндзя). А если все-таки надо убедить другого даймё соблюдать договор или уверить его в добрых намерениях. в дело можно пустить заложников. Двухлетний обмен знатными членами семьи в залог добрососедских отношений — еще одна новинка в серии Total War.

В стратегическом режиме ИИ вполне вменяем, хотя за ним и были замечены странности. Так. компьютерные даймё часто «зевают» целые провинции. отправляя армии на войну и оставляя без прикрытия столицы. Ни разу они не устроили засаду и не прикрыли опасное направление, выставив армию на переправе. Виртуальные полководцы почти никогда не берут плохо защищенные города игрока «с ходу» — хотя бы полгода, но продержат осаду, прежде чем лезть на стены. Чаще всего за это время игроку удается подогнать армию в помощь осажденным. Такие ляпы тоже не раздражают — в конце концов, их можно списать на глупость полководцев.

С тактикой вырисовывается похожая картина По сравнению с Empire: Total War. в Shogun 2 крепко дали по шапке артиллерии и вообще пороховым отрядам. Их тут осталось полторы калеки. что, в общем, соответствует исторической правде. Сохранился лишь один вид пушек, пара отрядов с огнестрельным оружием, да еще такая экзотика, как метатели гранат и ракет.

Обзор игры Total War: Shogun 2

Отряды воинов с аркебузами не очень надежны, особенно если пойдет дождь. Так что в тактике вновь стали полезными плотные построения. фланговые атаки конницы и самураи, бегущие с холма с воплями «Банзай!» Точь-в-точь как в старые добрые времена.

В наследство от Empire: Total War осталась толковая выучка, позволяющая даже асигару мгновенно строиться в защитное каре, если, конечно, кланом освоена нужная военная премудрость. Да и в трех соснах ИИ уже не путается, грамотно занимая позиции в зданиях или на стенах крепости. Тактический интеллект компьютерного врага сравнительно неплох, хотя и не хватает с неба звезд.

В чистом поле, да с серьезным перевесом в свою пользу, он может стать для игрока большой проблемой. Но при равных силах шансов у него мало из-за странных «поддавков», которые, похоже. предусмотрены разработчиками. Так, например, компьютерные даймё вообще не знают, что такое «разредить строй при обстреле». Это дает нашим лучникам огромное преимущество. Крепости ИИ тоже берет не очень умело. Он может напасть двукратными силами, да еще сломать ворота, подослав ниндзя. Но воспользоваться всем этим он не в состоянии и действует крайне нерешительно. Его. впрочем, можно понять. Штурмовать японские крепости неприятно. Потери тут можно понести громадные, а победа не гарантирована.

Зато компьютер неплохо обращается с кораблями и традиционно силен в морских битвах. Как вы помните, морские тактические баталии впервые появились в Empire: Total War. Там компьютерные адмиралы разделывали игроков под орех, потому что нам, хомо сапиенс, было не с руки рулить каждым кораблем, разбираясь в тонкостях парусов и бортовых залпов. В Shogun 2 проблема осталась, но тут, к огромному счастью, уже не так важны ни паруса, ни пушки. Сражения на диковинных корабликах ведут лучники и абордажные команды, а бои происходят рядом с берегом. Впрочем, флот — штука здесь необязательная и больше пригодная к пиратству и к защите торговых путей. Войскам и проще, и удобнее добраться до врага пешком.

Обзор игры Total War: Shogun 2

Что же получается в сухом остатке? Колорит фильмов Куросавы, пейзажи с прозрачной водой и летящими по воздуху лепестками сакуры. Яркие гравюры укиё-э с грозными физиономиями самураев. Простая и понятная стратегическая часть и возвращение той самой классической тактики Total War, которой очень не хватало в имперские времена. Забавные кораблики и красивые морские закаты. Да еще ИИ, который хотя и совершает глупости, но ровно настолько, чтобы этим не раздражать.

Звучит неправдоподобно хорошо! До сих пор в каждом продолжении серии Total War разработчики ухитрялись оставить что-то, что сильно портило впечатление от игры. В Medieval был очень неудобный стратегический интерфейс, а над душой постоянно стоял папа римский — это ему не то. то ему не это… В Viking Invasion раздражали стабильно дохнущие в 56 лет монархи. В Rome легионеры при попытке выстроиться черепахой обычно вывихивали себе мозги. В Medieval II стратегическую часть наво- L днило микроуправление, a Empire: Total War запомнилась бестолковыми морскими боями и тактикой, выродившейся в тоскливые перестрелки.

И я не удивлюсь, если в Total War: Shogun 2 со временем тоже обнаружится какой-нибудь грех, который я умудрился просмотреть. Но пока что дело выглядит так. что Creative Assembly ухитрилась взять из серии все хорошее и оставить позади все плохое. Концепции Medieval породили генеалогические древа и свадьбы, строгого императора из Киото и мелкие кланы, оживляющие стратегическую карту. Из Rome создатели игры позаимствовали рельеф и вдохновляющие речи. Empire поделился отличной строевой подготовкой. А из той самой, изначальной, Shogun: Total War в продолжение перекочевали комичные мини-фильмы о похождениях ниндзя. Лучшего подарка ветеранам серии нельзя было и пожелать.

Обзор игры Total War: Shogun 2

Как объяснить все это? Неужели Creative Assembly вновь прониклась самурайским духом? Быть может, разработчиков воодушевило возвращение к игре, которая стала первым крупным и известным проектом студии. Или просто главный продюсер сел перед командой на корточки, нахмурился, сказал: «Представьте, что Shogun 2 станет вашей последней игрой. Именно по ней запомнят серию Total War» — и красноречивым жестом положил рядом с собой катану. Каким бы ни был ответ, главное одно — разработчики сумели сделать Shogun 2 почти безупречной игрой.

Прекрасен древний Рим. чьи легионы стойко отражали атаки германских племен и об ращали в бегство слонов Ганнибала. Сокрушительны атаки рыцарей, сносящих на своем пути все и вся. Красивы полки мушкетеров в моменты. когда звучат трескучие залпы и поле битвы заволакивает белый дым. Но пусть простят меня легионеры и ландскнехты: в моем сердце всегда найдется особое место для эпохи Сэнгоку — странной, героической и чуточку безумной.

Судя по тому, что разработчики сотворили из продолжения Shogun. они вполне разделяют мою слабость к саку рам. самуроям и полководцам с диковинными именами, ибо Total War: Shogun 2 — лучшая игра серии и одна из лучших стратегий, в которые я когда-либо играл.
Будущим конкурентам за титул «Стратегия года» лучше сразу запастись ритуальными кинжалами кусунгобу. Так. на всякий случай.

Мультиплеер Total War: Shogun 2 издалека может показаться похожим на однопользовательский режим. Тоже есть кампания (versus и кооперативная), есть отдельные битвы на скорую руку. Конечно, есть аватары и кланы, но это же для намывания достижений и просто для понтов?.. Нет; возня с личным кастомизируемым полководцем и его армией — хитрый и коварный план Creative Assembly заставить нас играть в Shogun 2 долго. И он работает.

Режим Avatar Conquest — нечто совершенно новое в почтенной серии. Как и мультиплеер в целом, при поверхностном осмотре он не сильно впечатляет. Подумаешь, можно создать мон (фамильный герб) и аватара для онлайновой резни. Вариантов голов всего десять, сделать правдоподобного Хидео Кодзиму, Шигеру Миямото или Томонобу Итагаки проблематично. Не беда, среди базовых опциональных шлемов есть полностью закрывающий лицо — и напоминающий маску Дарта В. Неудивительно, что именно вычурные японские доспехи послужили вдохновением для Джорджа Лукаса.

Карта Японии, по которой вы двигаете символизирующие армию и флот фишки, схематичное воспроизведение карты из кампании, но своих соперников непосредственно на ней вы не встретите. Карта — очень красивое дерево апгрейдов, начинать хватать которые можно с четырех стартовых позиций; каждая из них соответствует условному «классу» вашего полководца (лучник, мечник, копейщик, кавалерист). Специализация определяет тип самурайских отрядов, доступный с самого начала, и накладывает уникальные ограничения на виды похожих на «перки» бонусов, которые генерал может в дальнейшем ввести в свой обоз. Вы ставите фишку на очередную провинцию (смежную с уже «оккупированной» или находящуюся прямо за проливом, в котором стоит ваш флот) и ищете противников.

Одной победы для «захвата» чаще всего не хватает; зато тот же самый «захват» способны обеспечить и несколько поражений. На карте вы можете как открыть новые типы отрядов, так и получить постоянную прибавку к характеристикам разных типов войск или разжиться бронированными штанишками для генерала. Вы будете смеяться, но предметы одежды не только складываются в дающие очень весомые бонусы сеты, но и иногда случайным образом «падают» после победы. Некоторые вещи вы зарабатываете, получив достижения (как однопользовательские, так и многопользовательские). Единственный недостаток Avatar Conquest — то, что вы можете «соскочить» после одного-двух сражений. Глубину кастомизации генерала и его армии можно адекватно оценить только после десятка-другого партий. Загибаем пальцы: бонусы с карты, бонусы специализации, сет-бонусы, обоз (retainers), бонусы с дерева талантов генерала, бонусы отрядов-ветеранов, клановые бонусы.

Что замечательно, Avatar Conquest позволяет вам вещи, в режиме кампании невозможные. Дерево генеральских талантов здесь расширено, «мирные» способности по понятным причинам отсутствуют, и вы можете научить вашего Дарта Миямото не только усиленно воодушевлять солдат, но и стрелять из луков на скаку или проламывать во главе личной гвардии стены из копий с меметичным криком «Банзай!». Когда у вас появляется ветеранский отряд лучников-самураев, вы сами выбираете, какие характеристики улучшить (повреждения, точность, запас стрел и т.п.). Ветераны стоят дороже обычных отрядов и сохраняют потери, понесенные в последней битве, пропуская из-за травм следующую игру (впрочем, можно взять талант, ускоряющий лечение). Участие в клане — Steam-гpynne (опционально — с претенциозным и дурацким названием вроде KFC — Katana Fiends Co.) — позволяет зарабатывать специфические очки. Которые лучше не тратить на сброс талантов аватара (вы ведь все обдумываете заранее, правда?), а вложить в абсолютно крышесносные дополнительные способности ветеранских отрядов. Например, предварительно как следует прокачанные обычным способом лучники-самураи после безумно дорогих клановых апгрейдов превращаются в сверхчеловеков, способных начать бой в любой точке карты или стрелять из укрытия по врагам, оставаясь для них невидимыми. Только подобные неожиданности могут ненадолго вывести из себя коллег Трифонова и Барышникова, обладающих спокойствием и хваткой стратегических удавов.

Если ваш опыт общения с играми серии Total War был ограничен однопользовательским режимом, знакомство с мультиплеером произведет неизгладимое впечатление. Это StarCraft II в шкуре Total War: пинг по карте для союзников, «DIEEEEEEEEEEE!!!» в чате и противники,которые действительно кое-что против вас имеют. Компьютер может симулировать интеллект, но не волю. Проскок конным отрядом перед вражескими полками зачастую заставляет AI лихорадочно перестраивать всю армию. Ни один человек не тронет войска с места; трюки из «сингла» не работают. Рефлексы приходится адаптировать под новые условия: из-за лага отряды приходится таскать по карте по одному, паузу удается поставить, только когда на нее согласны обе стороны, и главное — приходится быть на порядок внимательнее. Когда вы, играя с компьютером, провели удачный маневр, внезапно наехав конницей на лучников, можете быть уверены — дорежут — и переключиться на что-то еще. Человек сразу воодушевит лучников, использовав умение полководца, а потом бросит в бой генеральскую гвардию. С компьютером не нужен резерв — с живым противником без него нельзя.

Совершенно другое значение приобретают маскировка и засады: противник- человек действительно может не знать, кто засел в лесу, купиться на отвлекающий маневр или не успеть среагировать, растянув армию, что бы побеждать, нужно знать карты. Если вы играете не в быструю случайную игру, а становитесь хостом, у вас есть возможность получить преимущество, навязав сопернику сражение по вашим правилам. Кто-то хорошо себя чувствует в открытом море, кому-то по душе сражение среди скалистых островов. Коневоды предпочитают равнины, генералы от инфантерии — лесистые холмы. Любители лучников ненавидят туман (погоду тоже можно навязать в настройках сервера). Карты в большинстве своем симметричны (опять-таки как в StarCraft II) и своей топографией часто делают намеки о предполагаемой тактике: если через середину поля боя тянется гребень холма, нужно его оседлать, совершив марш-бросок. Кто успеет первым, тот, скорее всего, и победит. Хуже всего, когда на карте мало узких мест и нет обширных лесов: приходится сходиться лоб в лоб и атаковать по учебнику — «Книге пяти колец» (дышать ровно, кидаться на врага с правильного расстояния и синхронно, не смешивая строй).

Самая замечательная черта мульти-плеера Shogun 2 — даже не возможность вырастить уникального полководца под свою тактику, а то, что проигравшим есть на что опереться. Проанализировав ошибки, нужно настраиваться на следующую битву — и для этого нет ничего лучше, чем перекрасить гвардию в черный цвет и дать ей устрашающее пафосное имя вроде Hell’s Angels, «Мытищи 359» или «На-згулы Троещины».

Видео из игры «Total War Shogun 2»

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *