Обзор игры Revolution Under Siege


Название в России: Герои Гражданской: Красные против белых 1918-1923
Разработчик: AGEod
Издатель: Matrix Games
Издатель в России: Акелла
Модель распространения: розничная продажа/цифровая доставка
ISO статус: релиз состоялся 27 ноября 2010 года
Дата выхода игры в России: вышла 25 мая 2011 года
Жанр(ы) игры: Strategy (Turn-based / Wargame) / Top-down
Платформы: PC
Мультиплеер: Отсутствует

Мне так кажется, что Revolution under siege заслуживает много большего. Например, она заслуживает куда большего пиара и шумихи, ведь это первая в истории игра про нашу гражданскую войну. Первая! В любом жанре! И, я полагаю, даже люди с непомерно развитым чувством юмора сейчас не будут вспоминать «Петьку и Василия Ивановича».

Игра заслуживает и куда лучшего русского названия, чем «Герои Гражданской: красные против белых 19181923». Длинно, скучно, без огонька, и притом хуже оригинала. Причина понятна: хотелось нейтрального, политкорректного названия, чтобы заинтересовать игрой и тех, кто ностальгически вздыхает о «России, которую мы потеряли», павшей под сапогами пьяной матросни, и людей, знающих об истории гражданки не только из кинофильма «Адмиралъ». Но все равно, получилось очень уж безлико.

Игра еще много чего заслуживает, сказать по правде. Она заслуживает более тщательной проработки сценариев, исследования исторического материала, более свежего движка да и вообще какой-нибудь другой системы, а не этого уже поднадоевшего Adaptive Game Engine от мэтра Ти-бо и его друзей (в данном случае — друзей из независимой французской группы SEP Reds). Потому что сама война этого заслуживает. С этого, пожалуй, и начнем.
ресна и с чисто военной точки зрения. Последняя война с применением конницы в качестве основного маневренного рода войск. Огромные пространства нашей родины, огромные же людские массы с обеих сторон. При этом — немало и современных родов войск: первые танки и бронеавтомобили, самолеты и бронепоезда. Смесь гремучая и очень интересная, а тема — совершенно не истоптанная, ну, за исключением отдельных эпизодов вроде Советско-польской войны, которую паны сейчас пытаются представить как героическую попытку спасти цивилизацию от диких орд большевиков.

Но с другой стороны, именно военный аспект был далеко не главным. Да, красные смогли выстоять в большой степени за счет именно военных успехов, как на поле боя, так и в тылу. Но для белых дипломатия имела значение куда больше, да, собственно, и большевики в этом направлении не спали. А дышащая на ладан после четырехлетнего военного напряжения экономика? А мысли и чаяния миллионов? Впрочем, о них-то разработчики вспомнили, отслеживая

Гражданская, безусловно, интересна и с чисто военной точки зрения. Последняя война с применением конницы в качестве основного маневренного рода войск. Огромные пространства нашей родины, огромные же людские массы с обеих сторон. При этом — немало и современных родов войск: первые танки и бронеавтомобили, самолеты и бронепоезда. Смесь гремучая и очень интересная, а тема — совершенно не истоптанная, ну, за исключением отдельных эпизодов вроде Советско-польской войны, которую паны сейчас пытаются представить как героическую попытку спасти цивилизацию от диких орд большевиков.

Но с другой стороны, именно военный аспект был далеко не главным. Да, красные смогли выстоять в большой степени за счет именно военных успехов, как на поле боя, так и в тылу. Но для белых дипломатия имела значение куда больше, да, собственно, и большевики в этом направлении не спали. А дышащая на ладан после четырехлетнего военного напряжения экономика? А мысли и чаяния миллионов? Впрочем, о них-то разработчики вспомнили, отслеживая для каждой из провинции симпатии населения, но и только. Все прочие области государственного строительства остаются на рудиментарном уровне, практически для галочки. Это обычно для игр AGEOD, но все же иногда они способны предоставить возможность хоть каких-то стратегических решений, например, в American Civil War (тоже, что характерно, про гражданскую).

Обзор игры Revolution Under Siege

Да и с военной точки зрения ситуацию нельзя признать идеальной. Вместо единой карты у нас по сути европейская часть России с небольшими зауральскими кусками, а все прочее — Забайкалье, Приморье, штурмовые ночи Спасска и волочаевские дни переехали на врезочки, от которых мсье Тибо не может отвыкнуть с тех пор, как делал настольные игры. Условность допустимая, но неприятная. Еще в некоторых сценариях слишком много за. скриптованных событий, скажем, партия про Ледяной поход — по сути вообще не сколько упражнение в стратегическом мышлении, а некая интерактивная обучающая программа. Об этом говорит и тот факт, что ваш покорный слуга раз пять пытался выбить белых из Новочеркасска, и только с шестого раза, тщательно пересортировав колонны красных, наконец сделал это… вырезав золотопогонников до последнего человека.

Это, кстати, свидетельствует о более глубокой проблеме, возможно, вообще свойственной историческим играм AGEOD. В целом в Revolution under siege продуманная и интересная боевая система, которая учитывает массу факторов и решает проблему подчиненности (так называемой chain of command) намного удобнее Hearts of Iron III. Но в то же время, эта система дает очень полярные результаты, вот как раз на примере того же Ледяного похода: собственно, сам поход так или иначе не начинается вовсе, либо по причине победы белых, либо в связи с их полным разгромом. И это в сценарии, за-скриптованном на три четверти с лишним!

Так что игра оставляет смешанные чувства. В ней выброшено за ненадобностью практически все, кроме боевых действий. Ее система, похоже, не позволяет моделировать Гражданскую войну с достаточной степенью достоверности (возможно, все дело в том, что создавался движок все же под войны прошлого века, если не более ранний период).

Сценарии порой вызывают удивление местами стартового расположения войск, а в поиске фотографий красных военачальников французам следовало бы проявить чуть больше упорства (кстати, было бы неплохо, если б эти огрехи поправили в нашем издании). Ну и, наконец, слишком скучна и нетороплива, как и все прочие творения мэтра Тибо.

Обзор игры Revolution Under Siege

С другой стороны Revolution under siege вполне приемлемо выглядит. Ее боевая система, не смотря ни на что, логична и интересна, особенно на оперативном уровне (если кто не помнит, AGEOD применяет схему с фазой отдачи приказов и фазой их одновременной реализации; получается в целом похоже на жизнь). И, наконец, это первая и, что еще более важно, единственная в настоящее время стратегия, посвященная нашей с вами Гражданской войне, из крови и разрухи которой выросла крупнейшая в мире империя, в которой родились и жили многие из читателей и авторов нашего журнала. Войне, которая, может, и не сыграла такую роль в формировании нашего менталитета, как Война Севера и Юга у американцев, но которая для определения хода нашей истории была фактором еще более значимым.

Безусловно, хотелось бы большего. Хотелось бы более реальной экономики, с фуражировками и продразверсткой. Хотелось бы по ярче отразить проблемы, стоявшие перед молодой Советской республикой в огненном кольце фронтов — проблемы формирования армии из ничего, при наличии в то же время достаточной матчасти. Да и проблемы белых, которые, наоборот, матчасти практически не имели, зато костяк вооруженных сил, естественно, сохранили. У них и другая проблема была, которая решается нормальной политико-дипломатической системой: кому именно продать немного России ради ее спасения? Хотелось бы борьбы идеологий и метания людей от красных к белым. Все это вместе с большей исторической точностью, образовательным началом, здоровенной картой одной шестой части суши. Это был бы идеальный проект, который, как мне кажется, вообще можно реализовать только в нашей стране. Потому что это кроме как нам, по большому счету, никому не нужно.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *