Обзор игры Operation Flashpoint: Red River


Название в России: Operation Flashpoint: Red River
Разработчик: Codemasters Studios
Издатель: Codemasters
Модель распространения: розничная продажа/цифровая доставка
ISO статус: релиз состоялся 20 апреля 2011 года
Жанр(ы) игры: Action (Tactical / Shooter) / 3D / 1st Person
Платформы: PC, Xbox 360, PS3
Мультиплеер: (4) Кооператив

Так сложилось, что эта статья выходит незадолго до празднования Дня Победы. Для всех нас это прекрасный повод оглянуться назад и посмотреть, как видеоигры изменили представление людей о том, что такое война. По своей популярности игры про армию немногим уступают казуальным симуляторам садоводства: еще лет пять назад индустрия задыхалась под трехметровым слоем из шутеров про Вторую мировую, а сейчас нас примерно с таким же усердием кормят продуктами, посвященными современным конфликтам.

И виноваты в этом далеко не жадные директора по маркетингу (которые в большинстве своем в играх просто не разбираются и продают то, что лучше продается), платежеспособный спрос на виртуальные убийства создаем именно мы, игроки. В этом как будто нет ничего предосудительного: мужчины, как известно, с детства любят играть «в войнушку», а женщин в дополнение к этому особенно волнует вид мужчин в униформе. Страшно из-за другого — за каких-то пятнадцать-двадцать лет нас протащили через такое неистовое множество вооруженных конфликтов, что мы просто перестали воспринимать их как нечто шокирующее. Тщеславные юноши в онлайновых сервисах меряются количеством застреленных людей, на виртуальном мундире каждого больше медалей, чем у Брежнева в период позднего маразма, а внешний вид винтовки М4А1 они вспоминают гораздо быстрее, чем день рождения бабушки. Далее в статье мы то и дело отчитываемся о том, как убивали плохих корейцев, китайцев, немцев, японцев и русских… война обесценилась, войну не принимают всерьез. По вине видеоигр откормившимся пользователям может показаться, что рисковать жизнью и стрелять по себе подобным — это ужас как весело и интересно. И именно в этот момент таких людей нужно окунать с головой в Operation Flashpoint: Red River.

Самое прочное воспоминание о Red River — загрузочный экран. И вовсе не потому, что уровни неприлично долго грузятся (хотя это действительно так), и не потому, что миссии не запоминаются, напротив, каждая стычка отмечена отдельным седым волосом на виске. Дело в том, что любоваться на этот самый экран приходится чаще, чем, на что бы то ни было. В Operation Flashpoint, как и раньше, убивают часто, быстро и почти всегда — самым нелепым образом.

С тех пор как Bohemia Interactive, разработчики оригинального OFP, лишились прав на собственное произведение, в обществе на некоторое время утвердилось мнение, будто самый достоверный симулятор войны — это ArmА, а то, что делают неизвестные люди из Codemasters. — это так, для размазней и девочек. Действительно, в ArmA были вое созданы мельчайшие детали военного быта, а для включения движка в джипе была предусмотрена отдельная кнопка. Казалось бы, чем может ответить «аркадный» Operation Flashpoint? Во вступительном, ролике к Red River двое американских военнослужащих ругают «факами» проклятых коммуняк, а их коллеги ездят по таджйкским горам преимущественно под рявкающий аккомпанемент альтернативного рока. Реплики комвзвода легко перепутать с цитатами сержанта Хартмана из «Цельнометаллической оболочки», но все это — шлак, обязательный для жанра налет бравады, чтобы игроку не стало совсем уж жутко от происходящего. На самом-то деле OFP всегда была игрой не о том, как правильно заводить мотор и какой кнопкой открывать люк, а о том, как часами ползать по непролазным лесам, перебираться от кочки к кочке, нервно считать патроны, сидя под шквальным огнем, только для того, чтобы получить пулю в самое неприятное место и отправиться на час игрового времени назад, к точке респауна. В этом смысле Red River ничуть не хуже Cold War Crisis.

Обзор игры Operation Flashpoint: Red River

В сравнении с Dragon Rising, предыдущей игрой в серии, новый OFP выглядит более постановочным, но вместе с тем — более собранным: все чаще нам предлагают бои в полугородских условиях брошенных кишлаков. Осторожно, метр за метром отделение морпехов (под нашим руководством) прочесывает пустую вроде бы деревню. Вдруг снайпер полушепотом докладывает: «Вижу силуэт, сто метров к северу».

И разверзается ад: еле заметные вспышки вдалеке мигом преобразуются в свист пуль над нашими головами, глаза застилает пыль, каменное крошево и брызги крови — вашей или соседа по укрытию. Не переживайте, вас почти наверняка убьют. А потом — еще и еще, до тех пор, пока вы более-менее не запомните расположение противников и не научитесь грамотно прятаться в кустах. Враги действуют строго по указке сценаристов, чекпойнты случаются мучительно редко, но в случае с этой игрой такие издевательства только добавляют остроты: игрок начинает отчаянно цепляться за жизнь, а заученные назубок точки наступления врага воспринимаются как следствие полученного естественным путем боевого опыта — ведь тренированные бойцы могут заранее определить, откуда, скорее всего, попрут сволочи.

Подрыв танка, зачистка укреп-районов. истерическое отступление… когда мы шаг за шагом отдаем позиции, наступающей Народно-освободительной армии (Red River начинается как операция по освобождению Таджикистана от террористов, но ближе к середине игры, как обычно, случается китайская интервенция), — в ситуации, когда тебя могут убить в любой момент, эти знакомые эпизоды приходится переосмысливать. Codemasters удалось то, что не получилось у Danger Close Games с их тесной и бутафорской Medal of Honor: в новом OFP бывает по настоящему страшно сталкиваться с врагом лицом к лицу, даже несмотря на то, что здесь пор лечат раны, подержав над головой павшего соратника аптечку.

Обзор игры Operation Flashpoint: Red River

Обязательные дурацкие стелс-миссии и прочая мишура тоже будет, не беспокойтесь, но главное достоинство Red River — это именно что более плотная постановка. Разработчики, однако, гордятся совсем другими вещами: например, кооперативом на четырех игроков или разделением бойцов на классы. Все это, безусловно, необходимо: возможность позвать в бой друзей нужна, потому что А1-на-парники до сих пор тупы, как пододеяльник. Автор этого текста не раз погибал потому, что штатный медик застрял головой в лестнице и не успел остановить кровотечение. В свою очередь, ценность классового неравенства начинаешь понимать, как только в голове более-менее укладывается базовая механика и появляется желание действовать осмысленно: без помощи снайпера очень трудно отстреливаться на дистанции более ста метров, а пулеметчик незаменим, если противник засел в здании. Главный минус в том, что Al-напарники, в отличие от живых игроков, не растут в уровнях и, соответственно, выходят на каждый бой с комплектом снаряжения новобранца.

Эти два пункта (плюс мелкие доработки) чуть ли не единственные нововведения в механике. В остальном Red River — та же самая игра, что полтора года назад. Управляемая песочница: на цель можно заходить с произвольной стороны, но оптимальный маршрут обычно один, и его нужно придерживаться. Те же недостатки: скрипты, которые работают, только если игрок оказался в строго нужном месте, иначе солдата просто откажутся воевать. Бесполезный AI, особенно у неподконтрольных игроку бойцов от этих помощи не дождешься никогда, умеют только жалобно звать на помощь по рации и докладывать о потерях (которых запросто может не быть: говорим же, соратники трусы и дешевые паникеры). В какой-то момент, когда наметанный глаз обнаружит ржавые болты, которыми скреплена игра, она мигом разъедется по швам и превратится в обычный военный шутер, но до той поры…

До той поры пройдет как минимум четыре-пять миссий. Пожалуй, самых нервных, лютых, пропитанных холодным липким потом и пороховой копотью миссий — впервые за долгое время. Помимо равнодушия к войне, боевые шутеры сегодняшних дней привили нам еще одну мерзкую привычку: мы совершенно разучились удивляться, пресытились дорогими спецэффектами, интеллектуально обрюзгли от того, что разработчики сдувают с нас пылинки, указывают, когда нужно присесть отдохнуть в укрытие, расставляют точки сохранения во всех страшных местах.

Обзор игры Operation Flashpoint: Red River

По гамбургскому счету Red River — гнусная, жульническая игра, которая под видом сенд-бокса подает нам театр варьете имени военных действий. Но это самая настоящая война, которую сегодня можно увидеть по ту сторону монитора, — уже потому, что в ней иногда нужно думать и всегда аккуратно целиться, иначе кранты. А для всех, кто даже после этого упрямо не хочет верить в то, что война — это страшно, больно и некрасиво, есть рок-н-ролл в «Хаммерах» и сальные армейские шуточки в эфире.

Видео из игры «Operation Flashpoint: Red River»

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *