Обзор игры Xenus 2: Белое золото


Название на Западе: Xenus 2: White Gold
Разработчик: Deep Shadows
Издатель: GFI
Издатель в России: Руссобит-М
Модель распространения: розничная продажа
ISO статус: релиз состоялся 8 апреля 2011 года
Дата выхода в России: 24 октября 2008 года
Жанр(ы) игры: Action (Shooter) / 3D / 1st Person
Платформы: PC
Мультиплеер: Отсутствует

Наверное, много кто не ждал Xenus 2 так, как не ждал его я. Да и неудивительно. После, мягко говоря, посредственной первой части, где баги и разработчики в равной степени постарались убить удовольствие от прохождения, мечтать о выходе сиквела мог разве что кто-нибудь из самих девелоперов. Попытки Deep Shadows параллельно с Xenus 2 вытянуть второй масштабный проект под названием «Предтечи» тоже оптимизма не добавляли. Так что веры в счастливый исход, особенно на фоне недавно вышедшего Far Cry 2, не было никакой. Не появилась она и после инсталляции игры.

Преемственность серии в Xenus 2 видна невооруженным глазом. По старой доброй традиции игра у нас сама не знает, в какой стране происходят описываемые события. На внутриигровой карте территория подписана как Ко Вумбия и представляет собой архипелаг из серии больших и малых островов. Но половина местного населения карты читать, видимо, не обучена, поэтому свято уверена, что проживает в Колумбии, о чем главному герою и сообщает в диалогах.

Живописен и главный герой, Сол Майерс. Наш старый знакомый прошел пластическую хирургию, изменил черты лица, потерял залысины и десяток лет. Короче, моделька персонажа другая — видать, осталась от какого-то раннего концепта, когда главным собирались сделать то ли журналиста, то ли кого-то еще. Но Майерса решили вернуть (зачем — непонятно), и возникла проблема: моделька есть, но не того персонажа. Точнее, это у кого-нибудь другого бы возникла проблема. Но не у Deep Shadows. И «хорошо-за сорок» Майерс стал выглядеть лет под тридцать.

Сюжетно омоложение, естественно, никак не объясняется. И в приквелы Xenus 2 тоже не запишешь (по крайней мере, если судить по упоминающимся в игре датам). В общем, где-то тут логика начинает тихонько сползать по стенке, предварительно разрядив дуплетом шотган себе в мозговые псевдоподии.

Завязка же истории Xenus 2 вообще делает ей контрольный добивающий в печень. Сола Майерса отправляют в Ко(л/в — подчеркните понравившееся) умбию с целью выяснить происхождение отравленного кокаина, наводнившего США. Вот так-то. Сапог отравлен, господа! И нам необходимо побороться за чистоту кайфа, а то от него рэпперы из вступительного ролика мрут. Поразительная мотивировка. Просто поразительная. Наверно, следующая часть Xenus будет про поездку в тренировочные лагеря где-нибудь в Пакистане, чтобы выяснить, почему террористы оттуда выходят плохие, а не хорошие.

Впрочем, сразу становится ясно, что и самому Майерсу вся эта история до Марианской впадины. Едва оказавшись на местности, он начинает знакомиться с окружающим миром и выполнять многочисленные поручения местного населения. Население (даром что карты читать не умеет), тут же ухватисто берет глупого гринго в оборот и сплавляет его то за молотком в соседнюю деревню, а то и за украденным фамильным горшком к бандитам. Выплачивая взамен какие-то жалкие копейки или вовсе откупаясь молодильными (+5 hp) пирожками. Кстати, традиция из первой части вылечивать полуоторванные конечности парой килограммов продуктов осталась без изменений. Лучшими по соотношению вес лечебные свойства считаются креветки. Майерс, однако, гурман.

Постепенно размеры гонораров увеличиваются, и на сцену выходят все игровые фракции. Хоть страна в Xenus 2 и другая, а набор группировок остался практически тот же: официалы, партизаны, наркомафия на первых ролях и ЦРУ, индейцы и гражданские на вторых. Бандиты тоже имеются, болтаясь где-то между упомянутыми категориями. И чтобы было кого мочить без зазрения совести, ввели еще одну сторону парамилитарес. С этими слоняющимися по архипелагу ребятами дел вести нельзя, единственное применимое к ним действие — «мочить козлов».

Обзор игры Xenus 2: Белое золото

А вообще надо сказать, что поскольку действие теперь происходит на островах, прохождение стало чуть более структурированным. То есть сначала выполняется небольшая цепочка квестов на первом острове, после чего герой получает доступ к лодкам и вертолетам, а значит, и ко всему архипелагу. Где, впрочем, миссии опять-таки не раскиданы равномерно, а сконцентрированы на еще двух крупногабаритных клочках суши.

Но более структурированно — не значит логичнее. Местный сюжет даже не пытается идти стопами логики (ну и правильно, чего ходить стопами того, что застрелилось еще во вступлении?): Майерс ищет отравленные наркотики таким загадочным способом, что иногда даже забываешь, про что вообще игра. Вот, скажем, живет на одном из островов наркобарон. Один из главных квестовых персонажей, выдает целую линейку заданий для своей фракции. Казалось бы, уж кто-кто, а он должен что-то знать о таком бреде, как отравленные наркотики. Однако ж, фигушки! Майерс лишь раз заикается о наркоте, босс бормочет насчет того, что ему клиентуру травить смысла нет — и все, разговор затухает. То есть глава наркомафии мирно плюет на то, что на подконтрольной ему территории кто-то мешает кокаин с дихлофосом, пагубно влияя на марку качества родной отрасли. Станиславский в таких случаях уже орал бы до хрипоты, бросался помидорами или вообще выбежал из зала.

В то же время на цель Майерса выводит вообще какой-то побочный контакт, после общения с которым приходится зачем-то собирать по всей стране шесть индейских статуэток и воевать с нелепыми древними культистами, вооруженными копьями и мушкетами.

Кстати, денежек во время прохождения приходится платить немерено. У разработчиков странное чувство юмора: чуть что, сразу просить с игрока 10 тысяч песо. Один Калашников торговцу сдать — 90 песо, остров купить каких-то 8000, а вот попросить коллекционера расшифровать надписи на квестовом индейском камне — аж 10000. Информатора

умаслить — тоже 10 тысяч. Необходимую статуэтку купить — опять 10. Другую — и снова здравствуйте. Я уж не говорю, что дом на купленном походя острове отгрохать — это еще 10 пресловутых тысяч не менее пресловутых песо.

В таких условиях повальной «песомании» копить деньги приходится с большим трудом, выполняя миссии для всех сторон подряд, по возможности не портя ни с кем отношений. Хотя существует путь и похитрее. Вот вам небольшой хинт: на юго-востоке карты есть остров-крепость военных. Если отношения хорошие, забредаем к ним в арсенал и грабим с полок «нулевые» стволы (кстати, там представлен весь небогатый набор игрового оружия). В несколько ходок складываем награбленное в лодку, отплываем к соседнему острову и возвращаемся — вуаля! Респавн! Вот вам бесконечный приток денег, и убивать никого не надо.

Обзор игры Xenus 2: Белое золото

Интерфейс в Xenus 2, без преувеличения, убог. В нем отвратительно все, начиная от бестолкового списка сэйвов, где последние сохраненки, вопреки логике (светлая ей память), находятся не вверху, а внизу списка, и заканчивая наибредовейшим инвентарем. О-о, это настоящее царство хаоса, где шмотки перемещаются с места на место каждый раз, когда что-то покупаешь, продаешь или просто подбираешь. Где квестовые предметы перемешаны в общей куче с остальным барахлом. Где патроны разных видов и калибров не группируются друг за другом вместе с оружием, а раскидываются в произвольном порядке, образуя форменный бедлам. Где полученные ключи от транспортных средств занимают по ячейке каждый, и в результате к середине игры их набивается слота на четыре, а то и больше, что также не добавляет удобства. Где постоянно болтаются пустые бутылки их-под пяти видов алкоголя, которые на первый взгляд не сильно-то отличаются от полных, но стоят 0 песо и все время каким-то непостижимым образом пробираются в инвентарь с обыскиваемых тел врагов (ну какому, какому, скажите, нормальному врагу придет в его AI таскать с собой пустую бутылку из-под абсента?).

И еще, — может, кто-нибудь объяснит мне, почему из окна описания, призванного давать развернутую информацию о предмете, сделали амбразуру в три с половиной строчки? С телефона и то читать получается удобнее, чем здесь с экрана 1280 на 1024.

Продолжая разгром интерфейса, нельзя не вспомнить и об общей карте страны. Такое впечатление, что ее просто не стали делать. Иначе я не знаю, зачем на ней тогда расположены неработающие кнопки навигации и зума. Для аутентичности? Дескать, герой из Гугла распечатал перед поездкой? Тогда откуда на ней возникают маркеры игрока и миссий? Правда, маркеры тоже нелепые. Есть, скажем, в журнале десятка два побочных заданий. И что вы думаете, — они все будут помечены на карте? Не дождетесь. Только одно. Можно пройти в двух шагах от квестовой точки и не знать об этом — просто потому, что активным выбрано другое задание и азимут идет на него.

Точно так же есть возможность выставить лишь один самодельный маркер. Наверное, разработчики подумали, что больше не надо. Неправильно подумали. Надо. Например, чтобы важных персонажей помечать. Или острова, где уже побывал и все нычки зачистил. А так приходится все запоминать, в том числе и местоположение используемых транспортных средств, которые на карте вообще никакими метками не обозначаются. Не игра, а какой-то тренажер по развитию памяти.

В общем, все ошибки, какие только можно было совершить в дизайне интерфейса, Deep Shadows сделать удалось.

Про стрельбу до сих пор не было ни слова потому, что рассказывать про нее особо и нечего. Да, перестрелки есть. Случаются довольно редко — где-то не больше 10-20% времени от всего игрового процесса. Да, противники теперь двигаются не такими неестественными урывками, как в первой части. И научились прятаться за препятствиями, присаживаться для перезарядки, и иногда даже заходить с флангов. Но до человеческого поведения им по-прежнему далековато. Например, с ботов станется порой выбежать на ровное открытое место, дать залп, после чего начать самозабвенно топтать территорию в поисках укрытия — и это прямо перед носом игрока.

Обзор игры Xenus 2: Белое золото

Появилась опция стелс-режима — незаменимая, как это ни странно, в любой перестрелке. Потому что при ее активации на миникарте появляется местоположение всех противников в округе — неважно, спереди они, сзади, или вообще за трехметровыми каменными стенами. Такой вот узаконенный чит.

Оружия, как уже упоминалось, мало. Просто мало. Револьвер, Узи, дробовик, сладкая парочка M4 и АК47, СВД и пулемет. Для бесшумной стрельбы — подводный четырехзарядный пистолет и забагованный арбалет, к которому не найти стрел. Еще нелепый гранатомет M79 времен Вьетнамской войны. Старинный мушкет, два типа гранат и РПГ не считаем, они применяются только в исключительных случаях. Итого — десять видов огнестрельного. К примеру, в недавнем Call of Duty: World at War их три с лишним десятка, а ведь то — коридорный шутер, не игра с огромным открытым миром.

От техники осталось двойственное ощущение. Поначалу, особенно памятуя об ужасной физике из первой части, в машины садился с опаской, понимая, что сейчас начнется страшное. Однако самый первый облезлый драндулет неожиданно вызвал очень положительные эмоции: физика, динамика, проседания корпуса на поворотах — все оказалось вполне-вполне. А уж самостоятельный разгон при движении под горку и вовсе порадовал. Но позже выяснилось, что такие мягкость и правдоподобность присущи далеко не всему автопарку. Армейские джипы и другие авто оказались гораздо капризней, демонстрируя какие-то загадочные артефакты в управлении.

Морской транспорт ведет себя более-менее вменяемо, а вот что касается вертолетов-самолетов, то здесь снова незадача. На самолете летать просто, извините, трындец как неудобно из-за его постоянных завалов на крыло. А у вертолетов я, признаться, так и не нашел опции стрейфа в стороны за счет крена несущего винта, из-за чего приземляться на маленькие площадки, как назло обставленные стенами или обсаженные пальмами (одно касание -и взрыв), оказалось сложновато.

Что же до боевого потенциала техники, то он в Xenus 2 стремится к нулю. А все благодаря дичайшему разбросу при стрельбе пулеметов что джипа, что вертолета. В случае с последним вообще идиотская ситуация получается: попасть по человечкам, не снижаясь до уровня верхушек деревьев, практически невозможно. А если снижаться, тебя таким смачным сальво из автоматов и РПГ потчевать начнут, что долго не протянешь.

Что еще интересно — в отличие от пулемета, вертолетные ракеты отлично наводятся на пехоту. Видать, враги настолько инфракрасным излучением полыхают, что датчик цель моментально идентифицирует. Правда, ракет всего восемь, и откуда они вообще такие самонаводящиеся взялись, если на вертолете явственно виднеются блоки НУРСов, не совсем понятно. Ну да мы уже договорились не вспоминать про логику. О мертвых либо хорошо, либо никак.

И напоследок, еще раз про преемственность серии. Во-первых, баги. Это давняя традиция серии, и Xenus 2 предка не посрамил, хотя тестируемая игра уже была пропатчена первой заплаткой. Обнаружился полный джентльменский набор: и плохо склеенные текстуры, и битые квесты, и машины, которые в лучших традициях Xenus сбрасывают содержимое багажника в параллельную вселенную и телепорти-руются на место первоначальной стоянки. Даже стоящие прямо посреди океана одинокие негры-партизаны — и те нашлись. Впрочем, ничего такого, что напрочь бы заклинило прохождение, выявлено не было. Тут игра может смело давать фору сталкеровскому «Чистому небу».

Обзор игры Xenus 2: Белое золото

Ну а во-вторых и в главных, — в Xenus 2 ни главный герой, ни местное население по фене ботать не разучились. «Маза», «фартовый», «братаны», «погоняло» и прочие образчики приблатненного «базара» все так же встречаются в диалогах раз в десять секунд. Более того, благодаря ударному труду разработчиков были достигнуты новые высоты! Речь местных авторитетов выглядит еще похабней, превратившись в самый настоящий ночной кошмар филолога. Нет, я понимаю, что таким идиотским способом разработчики вновь попытались показать характер социальных слоев населения. И да, я обратил внимание, что граждане в Xenus 2 не только быдло из себя изображают, но иногда и историю шахмат вдруг изложить пятиминутным монологом способны. Но постоянно встречаемая феня все равно гробит атмосферу на корню. По одной простой причине: когда играешь в игру про тропические острова, ждешь экзотики. Глядя на эти пальмы, белый песок и водные просторы ждешь, что местные жители будут то и дело сыпать испанскими словечками, пытаясь втолковать непонятливому туристу-гринго про свои неприятности. И когда ты вместо этого слышишь от первого встречного «Не базарь, коли тему не обскакали», ощущение, что ты на Карибах, тут же стирается. И вместо него появляется стойкая уверенность, что вляпался ты во что-то густое и дурно пахнущее.

Конечно, все относительно. Если кому-то дым отечества, даже в таком блатном варианте, все равно сладок и приятен, то он и не заметит ничего необычного. Но лично для меня эта намеренная словесная грязь оказалась одним из решающих факторов в оценке игры. Ей богу, сделала бы Deep Shadows игру про какое-нибудь крымское туристическое побережье — все было бы идеально, аутентично и никаких нареканий не вызвало. Пришлись бы там к месту и быкующие братки, и продавцы с кавказским видом и таким же акцентом, и бабульки, кряхтящие про радикулит. Но не в этом сеттинге. Никак не в этом.

Безусловно, Xenus 2 — это большой шаг для Deep Shadows. Мир игры стал больше, разнообразнее, подвыправилась физика, появился нешуточный исследовательский элемент, но… Для Deep Shadows это шаг большой, а вот для всего человечества — совсем крохотный. И вряд ли вперед.

Видео из игры «Xenus 2: Белое золото»

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *